3 и 4 марта в Москве, также как во многих городах мира, прошёл День открытых данных. Одна из секций мероприятия была посвящена дата-журналистике, её куратором выступил информационный дизайнер Андрей Дорожный. Ниже — заметки для практики и осмысления по результатам выступлений на секции 4 марта.

1. «Быстрая» инфографика для новостей

MediaGun (Андрей Дорожный и Сергей Устинов)

Как оперативно отрабатывать инфоповоды?

  • Иметь шаблоны карт и бар-чартов, заготовки кода на Python и D3.
  • Выбирать актуальную тему — чаще всего инфографика будет связана с экономикой или политикой.
  • Понимать, какие есть данные, где и как их взять.
  • Пользоваться планом продвижения инфографики.

Для продвижения можно использовать рассылки по региональным изданиям, выделяя данные под конкретный регион.

Проект MediaGun «Сибирские дороги«

MediaGun Качество дорог в сибирских городах

Ещё один тип визуализаций — Истории и сервисы, ориентированные на конкретного человека, — скорее подходит для брендов, так как их создание требует человеческих и временных ресурсов. Пример такого сервиса — карта-калькулятор «Что выгоднее: наём или ипотека», сделанная Лабораторией данных Татьяны Бибиковой для «Тинькофф журнала».

Быстрографика: развитие новостной инфографики от Алексея Новичкова (dataviz.ru)

Быстрографика, инфографика от Алексея Новичкова

Быстрографика для соцсетей делается за час, а не за 8 часов. Её цель — дать пользователю новый чувственный опыт, используя, например 3D-изображения, и прирастить знания. При этом ставится задача не рассказать историю, а создать повод для появления текстовых обсуждений под постом с быстрографикой.

Быстрографика от dataviz.ru

Та же подсказка, что у MediaGun, — делать шаблоны, заготовки для повышения оперативности создания. Для высокого качества в оформлении можно использовать Figma. Сервис помогает управлять размерами, оптимальными для разных устройств, шрифтами, использовать колонки при вёрстке для красивой композиции.

2. Извлечение историй из массивов данных

Игорь Лощиц, Яндекс.Исследования
Команда визуализирует данные сервисов для PR возможностей поисковика, используя статистику поисковых запросов и данные приложений — Яндекс. Маркет, Яндекс. Музыка, Пробки и др. Объём данных по поиску: порядка 200 млн каждый день только по России, 70 млрд записей-логов в год.

Подход к созданию историй — изучение срезов:

  • Частота встречаемости слов-маркеров по определённой теме
  • Временной срез
  • Региональный срез
  • Пол и возраст
  • Место (например, поиск в метро и поиск вовне)
  • Сочетание срезов

Один из принципов — данные и история о людях, а не о сервисах.

Пример исследования
Пример Исследований Яндекса: Что ищут чаще

В команде работают аналитики и писатели исследований, придумывающие проекты и обрабатывающие данные, дизайнеры, редактор. Используют Python и D3. Кстати, ребята вдохновляются проектом The Pudding.

Надежда Андрианова на примере данных World Bank продемонстрировала, как можно извлекать историю-сообщение, а не просто «красиво-забавно-красочно» визуализировать данные, на этом и остановившись. На одних и тех же данных могут быть созданы разные истории. Главное — не останавливаться на форме визуализации, а делать акцент на сообщении для читателей.

а) Исходная визуализация

GDP without storyteling

б) Визуализация с понятным сообщением (одна из трёх, сделанных и показанных Надеждой Андриановой)

GDP with storyteling

3. Инструменты для визуализации и поиска данных

Александр Богачев показал инструменты для создания матрицы из мини-графиков: Excel и надстройки Sparklines, ZebraBI. Надо пробовать.

Роман Анин из «Новой газеты» поделился сервисами поиска данных для экономических и политических расследований:

  • Opencorporates: сведения про 135 млн компаний из 125 юрисдикций.
  • UN Comtrade Database: статистика по торговле между странами.
  • Import Genius: данные по международным импорту и экспорту.
  • Echosec: поиск по соцсетям.

[Андрей Дорожный собрал все выступления и презентации секции по дата-журналистике в одной статье на Medium.]

 
Подписаться на обновления Data Discovering

 

Leave A Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *