Крючки смысла: свой конспект vs чужой

Искать ли пользу в чужих конспектах?

Чужие конспекты книг полезны в малой степени. Это информация, уже отобранная и переработанная в голове другого человека.

Можно постараться извлечь пользу из конспекта, как из отдельного произведения, отличного от исходной лекции или книги. Но составитель не стремится к самостоятельной цельности и законченности конспекта, поэтому искать свою пользу сложно и почти бессмысленно.

Вручную сделанный конспект позволяет кратко обозначить мысль, заложенную автором и важную именно для тебя. Ее важность определяется той задачей, ради которой принято решение потратить время на книгу. А количество таких мыслей часто определяется уровнем новизны и актуальности идей автора для читателя.

Поможет ли чужой конспект определить полезность книги для себя? Возможно, если уже при чтении конспекта мы видим много новых и актуальных для нас идей или образ мыслей и уровень знаний автора конспекта нам известен.

По моему опыту в 99% случаях полезность выглядит так:

Сonspects

Под идеями здесь понимается качественная мысль,
которая практически повлияла на жизнь автора конспекта.

Откуда в конспекте появляются крючки смысла?

Оптимально, если мысль автора выражается в конспекте своими словами, без подглядывания в книгу: как поняла, так и запишу. И найденные для собственного оформления мысли автора слова становятся крючками, помогающими восстановить смысл понятия, идеи.

Опять же в отрыве от уже прочитанного, крючки несут мало пользы для другого человека. У постороннего читателя нет основы, из которой появился крючок. Плюс не факт, что ему актуальна та же задача, что и автору конспекта при прочтении книги. Также уровень новизны идей и мыслей в книге для разных читателей отличается.

Удачная книга приносит появление крючков смысла. Это уже не просто записанные в конспекте своими словами мысли и идеи автора, важные для читателя. А собственные мысли и идеи, которые родились в процессе чтения или слушания. Они могут развивать мысль и идею автора, а могут появиться в результате аналогии или примера, пришедшего в голову, и затрагивать другую важную для читателя область.

Эта статья — крючок смысла, который появился из прочтения § 148. «Единица смысла» («Ководство» Артемия Лебедева).

Такие крючки смысла - новые мысли и идеи - могут не только стать записью в конспекте, но и послужить толчком для немедленного действия.

Так текст книги Роджера Сайпа «Развитие мозга» разбудил желание проделать тут же несколько спортивных упражнений и прогуляться для восполнения энергии, и косвенно повлиял на то, как была решена давняя проблема по оформлению пространства в шкафу.
Конечно, помимо написания конспекта и извлечения полезных идей по теме книги.

Для публикации к посту нужна картинка. И тут же вспомнился утром прочитанный § 61. Краткий самоучитель по быстрорастворимому креативу из Ководства, который помог опробовать новый крючок смысла и сделать картинку.

Пусть крючков смысла будет больше

Крючки смысла тянут за собой друг друга и помогают воплощать в жизнь полезные и занятные проекты. Прочитала о способах восстановления энергии — и тут же пошла на прогулку. Во время прогулки пришла идея нового проекта — вечером проект был начат. Законченный проект подан на конкурс и добавлен в портфолио.

Еще одна особенность — больше крючков рождается, если конспект делать ручками, а не быстро набирать в ворде или копировать текст из электронной книги. Последний вариант сильно мешает возникновению. Кстати, это больше применимо к книжкам по развитию, нежели к изучению новой области знаний. При изучении новой области знаний полезнее оставить неизменными ключевые вещи, скопировав их из источника, например кусок кода, чтобы быстро к нему обратиться, решая первые задачи.

Помогает возникновению крючков и наличие времени, свободного от жесткого тайминга на чтение и открытого для возможности экспериментировать тут же, в процессе.

 
Подписаться на обновления Data Discovering

 

Leave A Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *